Главная > Интернет и технологии > Как технизация науки привела к её упадку

Как технизация науки привела к её упадку

Всю историю человечества самые продвинутые его мыслители решали одну и ту же задачу: как, в какой форме донести до людей информацию о строении мироздания, о законах, на которых оно построено? Сложность этой задачи в том, что Вселенная устроена намного сложнее, чем мы думаем, чем может воспринять обычный человек.

Соответственно, сначала делается редукция, упрощение реальной картины до уровня понимания целевой аудитории. Картина становится более понятной и одновременно более далекой от реального положения вещей.

Иллюстрация: ur-ga.ru

Ну, например, религии. Все религии построены именно по этому принципу упрощения реальной картины мира. То есть, с одной стороны основатели религий имели доступ к каким-то основным базовым знаниям о мироздании. Может быть не в полном объеме, но тем не менее. А с другой – им приходилось подстраиваться под уровень аудитории. Вот и появились всем известные истории про Адама и Еву, про райский сад и т.д.

С другой стороны мы видим науку. В науке тоже существует проблема плоского восприятия мира, как материального пространства, где есть время и расстояние. Однако уже в наше время делаются открытия об относительности всех наших представлений о мире и его устройстве. Дело в том, что научная модель познания обладает одним неустранимым недостатком – она ограничена языком, семантическим пространством, которое само, в свою очередь находится внутри нашего мира.

Но ведь даже неспециалисту должно быть понятно, что нельзя описать систему, находясь внутри нее, являясь ее частью. Изнутри аквариума рыба никогда не узнает, как он устроен, не говоря уже об окружающем мире. В теории систем есть жесткое ограничение на изучение системы изнутри самой системы — это в принципе нереализуемо.

Вот и существуют целые научные муравейники, где каждый в отдельности – специалист в ужасно узкой области изучения своего квадратного сантиметра рядом с муравейником. Но карту леса они никогда нарисовать не смогут. Для этого нужна птица, которая увидит всю картину сразу. Но и она не сможет увидеть форму земного шара, птица воспринимает мир, как плоское пространство. Ну, и так далее.. аналогия понятна.

Иллюстрация pixabay

И вот теперь мы подходим к интересному моменту. Дело в том, что все эти плоские модели мироздания существовали (и продолжают существовать) только потому, что были нужны. Кому? Обществу, людям. Ведь человек, для того, чтобы существовать, нуждается не только в воде, пище и т.д. Необходимым условием существования человека как личности является наличие у него в голове позитивной внутренне непротиворечивой картины мира.

И все было нормально, пока эти модели выполняли только стабилизирующую роль для сознания людей. Это была достаточно узкая задача. От этих моделей не требовалось какого-то особенного совпадения с реальностью. Правильнее было бы их назвать мифами о строении мира. В наше время есть два таких глобальных мифа – религиозный и научный. Каждый имеет средства доступа к сознанию человека – привлечение внимания как бы своей актуальностью, завлечение, незаметное изменение и упрощение картины мира до понятной и логичной, затушевывание слабости предсказательной способности этих описаний мира.

Религия объясняет все, что происходит с человеком и предсказывает будущее широкими мазками, рисуя человеку туманную картину, слабо связанную с его повседневной жизнью. Наука же, наоборот, создает чересчур детализированную картину мира, в которой такое количество фактов и явлений, между которыми построено огромное количество мелких закономерностей, что эта гигантская мозаика окончательно утратила прикладное значение и полностью превратилась в поле для, как выразился в свое время один советский физик, «удовлетворения собственного любопытства за государственный счет».

Иллюстрация edvarduniverse

Но все дело в том, что перед ними никогда не стояла задача дать реальную картину мира. Существование человечества полностью зависело от природных, естественных процессов и законов физики. Обобщенный опыт поколений о жизни существовал на одном уровне, а религиозные мифы и научные модели – на другом.

Кстати, в конце 19-начале 20 века был момент, когда наука была в фокусе общественного интереса, все научные открытия тут же внедрялись и сразу меняли жизнь общества – радио, телевидение, пенициллин, ядерная физика.. Но этот момент прошел и наука все дальше удаляется в частности строения атома, а процент несчастных людей в обществе все увеличивается.

И вся эта информация прямо указывает на тот факт, что наша картина мира разваливается на глазах и человечество остается с обветшалыми религиозными мифами с одной стороны и с набором несвязанных между собой научных фактов – с другой. И та наука, которая существует сегодня не отвечает на вопросы как устроен мир и что мы собой представляем, а именно этими вопросами должна заниматься чистая наука.

И ученые, как страусы, вместо того, чтобы сделать надлежащие выводы, все глубже засовывают голову в технологию — технологии заставляют ученых создавать новые виды вооружений, копаться в атомах, разбивать их на мелкие кусочки, чтобы достичь миниатюрных наноразмеров всех приборов и бессмертия физического тела богатеньких спонсоров. Наука технизируется и как методика получения знаний о мире перестает существовать. А знания — цель работы науки, но не технологии, которые существовали тысячи лет — первые машины, колесо, прядение и ткачество, порох и т.д. — относятся к тому времени, когда науки не было вообще.

Технология, это такая область, что в ней можно десятки лет копать вглубь, не задавая себе опасных философских вопросов. Вот и получается, что наука сейчас уткнулась в дилемму: либо мужественно признать субъективность мира, либо малодушно стать просто технологической служанкой при человечестве, а значит полностью потерять уважение общества в качестве передового отряда, штурмующего тайны мироздания.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Интернет и технологии , , ,