Главная > Научный подход > Наука и этика как основы управления обществом

Наука и этика как основы управления обществом

В истории человечества последних 500 лет прослеживаются два основных процесса, по которым идет организация, развитие и управление обществом. Первый – это моделирование будущего, его технических аспектов, практических техник выживания, а второй – моделирование внутренне непротиворечивой, социальной (этической) системы.

С моделированием будущего всё более-менее понятно. Этим занимается научное сообщество, чтобы обнаружить новые тенденции окружающего мира и использовать их, «оседлать волну». Этого настоятельно требует от человека инстинкт самосохранения и с этой частью более-менее ученые справляются, хоть и с редкими научными прорывами, как в теории относительности начала XX века.

Иллюстрация razlich.ru

Но главное внимание прогрессивных умов человечества сосредоточено на поиске социального баланса системы. Реального баланса, то есть такого, которым можно пользоваться. Всё опять же упирается в инстинкт самосохранения. Для отдельного человека в простой ситуации достаточно знать — какая будет погода, и кто в кого может начать стрелять. А также новейшие технические открытия.

Но для жизни в социуме на большом промежутке времени этого недостаточно. Нужно разработать социальные законы отношений между людьми, а этим занимается этика. Этика — это не нравственность и даже не мораль. Нравственность — вообще виртуальное, сиюминутное понятие, мораль — тоже, хотя и в другом масштабе времени. Этика это законы создания и описания социальных принципов, по которым люди должны жить. Сами этические законы не меняются, но их применение дает самые разные результаты. От массовых убийств до всеобщего ликования коллективной любви.

Вот эти-то законы и пытаются нащупать различные мыслители и философы, между делом отрабатывая и проверяя их на людях. Вид проверки зависит от типа связи этого мыслителя с реальностью. Как правило, наиболее положительные результаты дают те философы, которым удаётся увлечь миллионы людей своими идеями. Почему же одним это удаётся сделать, и их философская система будет жить и развиваться дальше, а другим нет и их системы будут пылиться в книгах на полках научных библиотек?

На фото: Карл Маркс, источник redbubble.com

Да потому, что одним удалось донести своё представление об устройстве общества и его социальных законах, на которых оно должно быть построено, до уровня целевой аудитории и с него описывать, по каким социальным принципам должны развиваться люди, а другие этого сделать не смогли.

Самый известный пример – Маркс. Он не только оживлял свои модели для самых широких слоёв населения, через последователей, например, Ленина, но и учил ориентироваться в новой системе координат грядущего коммунистического мира. Необычайная легкость создания в голове модели коммунистического общества и притягательность получившегося результата унесли жизнь не одному десятку миллионов человек.

И каждый раз, когда в массовом сознании появляется и раскручивается новая социальная парадигма переустройства общества, нужно хорошенько присмотреться к её агитаторам и пропагандистам, дискуссиям, которые они ведут за ту или иную партию, за тот или иной уклад, чтобы понять, к чему приведёт их философия? Ведь в основе всего лежит шаблон, по которому скроены мозги людей. Точнее, не мозги вообще, а та их часть, которая заведует генерацией новых моделей поведения в меняющихся условиях.

Так например, в политике, люди, которые с их убогими попытками нащупать универсальную этическую систему, непременно агрессивно делают выпады в сторону инакомыслящих, приведут рано или поздно общество к дисгармонии и упадку, как видно из истории коммунизма. Но люди ловятся всё равно, ведь большинство ожидает, что будет создана работающая модель окружающего мира — программа, на которой можно просчитывать повороты истории и вовремя уворачиваться от камней.

Поделиться:
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Научный подход , , ,